Методическое обеспечение практики

ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА

1. Оценка условий обучения в классе:
а) оборудование кабинета, наличие учебно-методических материалов;
б) отношение учащихся к изучению русского языка и литературы;
в) соответствие уровня знаний, умений и навыков учащихся программным требованиям;
г) причины недостатков и пробелов в знаниях учащихся по русскому языку и литературе.
2. Планирование и проведение уроков:
а) количество проведенных уроков и их самооценка;
б) затруднения, встретившиеся в составлении планов-конспектов уроков;
в) эффективность применения различных средств обучения;
г) дополнительные занятия (количество, качество, тематика).
3. Внеклассная работа по предметам:
а) тематика проведенных мероприятий по русскому языку и литературе, их цели и задачи;
б) воспитательное воздействие проведенных занятий на учащихся.
4. Воспитательная работа:
а) проведение собраний с учащимися, родителями;
б) проведение бесед, их направленность и эффективность.
5. Учебно-методическая работа:
а) изучение и использование опыта учителя;
б) посещение уроков и внеклассных мероприятий студентов-практикан¬тов, их анализ и общая оценка;
в) участие в работе педсовета, метод объединений учителей русского языка и литературы.
Выводы и предложения (результативность практики, недостатки в ее организации, подготовке и т.д.).

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА
Как готовиться к уроку русского языка
1. Ознакомьтесь с материалами всей темы, изучаемой в школе.
2. Прочитайте теоретический материал, изложенный в школьном учебнике.
3. Проанализируйте упражнения и выясните, не содержится ли в них дополнительной информации по данной теме.
4. Определите место уроков в системе уроков по данной теме, тип урока.
5. Определите сведения, которые необходимо знать учащимся для усвоения нового материала, а также сопричастные темы в перспективе. Определите главное, второстепенное и трудности, которые могут возникнуть при изучении данного материала.
6. Подумайте, какие наглядные пособия могут быть использованы на уроке, отберите их в кабинете русского языка или изготовьте сами.
7. Сформулируйте тему урока и определите его цели.
8. Определите логическую линию урока, отберите материал для урока.
9. Продумайте методы и приемы работы, определите виды упражнений, их конкретные дидактические задачи и выясните соответствие их изучаемому материалу и цели урока. 10. Определите части урока, их последовательность и соразмерность. Составьте план урока.
11. Начинайте составлять конспект урока, при этом выясните необходимость проверки домашнего задания в классе. Определите вид опроса.
12. Работая над конспектом урока, обратите внимание на формулировки вопросов и заданий, на то, как вы будете активизировать познавательную деятельность учащихся.
13. Подумайте, как вы подведете итоги урока.
Схема анализа урока русского языка
В ходе педагогической практики студентам вменяется в обязанность посещать уроки учителей русского языка и уроки других практикантов. Чтобы лучше увидеть достоинства и недостатки уроков, следует вести подробную запись этих уроков по предлагаемой схеме:
1. Дата посещения урока.
2. Школа, класс.
3. Фамилия учителя или практиканта.
4. Тема урока.
5. Цели урока:
а) обучающая;
б) развивающая;
в) воспитательная.
6. Определение типа посещенного урока:
а) изучения нового материала;
б) закрепления знаний, умений и навыков,
в) повторительно-обобщающий,
г) комбинированный,
д) контрольный,
е) развития речи,
ж) исправления и анализа ошибок.
7. Оборудование урока (наглядные пособия, ТСО, раздаточный материал, оформление классной доски),
8. Ход урока.
Ход урока следует записывать во всех подробностях, обращая внимание как на работу учителя, так и на работу учащихся.
Примерная схема анализа урока изучения нового материала.
1. Отметить, каково было начало урока (дисциплина в классе, мобилизация внимания учащихся, их готовность к работе).
2. Указать, как было организовано повторение ранее пройденного материала с целью подготовки учащихся к восприятию нового.
3. Выяснить:
- способы проверки письменного домашнего задания;
- виды опроса (индивидуальный, фронтальный, по карточкам и т.д.);
- формулирование вопросов учителя, характер ответов учащихся: глубину, полноту, связность, осмысленность.
- другие приемы повторения материала были использованы учителем: грамматический разбор, работа с наглядным материалом, с учебником.
4. Определить, в чем состояла психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
5. Раскрыть способы изучения новых знаний:
а) методы и приемы ознакомления учащихся с новым материалом (слово учителя, рассказ, беседа, наблюдения над языковыми явлениями, самостоятельная работа учащихся);
б) работа над новыми понятиями, правилами (выделение существенных признаков, понятий, осознание сути термина);
в) систематичность, последовательность, правильность протекания анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации;
г) характер вопросов, задаваемых учителем (соблюдение принципа научности, требований логики, особенности речевого оформления вопросов).
6. Проанализировать способы закрепления материала:
а) выполнение упражнений в устной форме, составление своих примеров;
б) предупредительные диктанты зрительного и слухового типов;
в) осложненное списывание;
г) выполнение упражнений творческого характера;
д) дифференциация упражнений по степени сложности.
7. Дать анализ методики задавания на дом:
а) соответствие задания целям урока;
б) дифференцированный подход к домашнему заданию;
в) инструктаж.
8. Отметить, как подводились итоги урока, какие формы учета и оценки знаний учащихся использовались учителем: объективность оценки знаний, умений и навыков учащихся.
9. Какие наглядные пособия использовались на уроке, насколько эффективной была методика их использования?
10. Как на уроке были реализованы требования грамотного письма и культуры речи?
11. Не были ли допущены со стороны учителя перегрузка школьников учебными заданиями или, наоборот, недооценка возможностей учащихся? Каков был темп урока? Какое место на уроке занимала самостоятельная работа учащихся?
12. Установить, достигнуты ли цели урока.
13. Дать свои рекомендации по улучшению качества работы на уроке.
Схемы различных типов уроков русского языка
«Комбинированный» урок
1. Воспроизведение теоретических знаний и практических навыков, усвоенных накануне.
2. Изучение некоторой дозы новых теоретических знаний путем органического включения их в структуру ранее приобретенных знаний.
3. Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений.
4. Дифференциация домашнего задания.
Уроки развития речи Уроки обучающих изложений
1. Сообщение темы, постановка цели занятия.
2. Краткая беседа об авторе отрывка, предназначенного для изложения.
3. Выразительное чтение текста изложения учителем или прослушивание магнитофонной записи.
4. Работа над содержанием текста: выяснение значения новых слов, составление плана текста, пересказ содержания.
5. Языковая подготовка (работа над изобразительно-выразительными средствами языка - синонимами, перифразами, эпитетами, метафорами, сравнениями; анализ синтаксико-стилистической основы авторского текста; предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок).
6. Повторное чтение текста учителем или прослушивание магнитофонной записи текста.
7. Подготовка черновика.
8. Написание окончательного варианта изложения.
Уроки обучающих сочинений
1. Сообщение учителя о характере работы, постановка цели занятия.
2. Работа над темой и основной мыслью сочинения.
3. Составление планов и «рабочих материалов» на основе использования различных источников: жизненных наблюдений учащихся, материалов литературных произведений, картин художников, театральных постановок, кинофильмов, телепередач.
4. Языковая подготовка: работа над семантикой слов, коллективные и индивидуальные поиски учащимися образных слов и выражений, синтаксических структур, соответствующих определенному содержанию; поиск средств связи между частями текста; предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок.
5. Составление черновика.
6. Написание сочинения.
Примечание: подготовка к обучающему изложению или сочинению проходит на первой части сдвоенного урока; работа над текстом проводится на второй части урока или же задается на дом.
Уроки исправления и анализа ошибок
1. Общая оценка качества выполнения учащимися письменных работ (контрольных диктантов, изложений, сочинений).
2. Разбор достоинств и недостатков ученических работ.
3. Анализ общих для класса орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок.
4. Индивидуализация заданий учащимся, которые допустили минимальное количество ошибок, и продолжение коллективной работы над ошибками.
5. Постепенный переход всех учащихся к выполнению индивидуальных заданий.
6. Индивидуализация заданий, даваемых учащимся на дом.
Как готовиться к уроку литературы
1. При подготовке к уроку литературы практикант должен определить, какое место данный урок занимает в системе уроков по изучению темы или анализу художественного произведения.
2. Сформулировать тему урока, определить цели: образовательную, развивающую, воспитательную.
3. Подумать, какую наглядность можно использовать в ходе урока (зрительную, слуховую, синтетическую) и какова методика ее использования.
4. Решить, какие методы и приемы учебной работы будут использованы. Для метода творческого чтения характерны такие методические приемы, как комментированное чтение учителя, выразительное чтение учителя и мастеров художественного слова, выразительное чтение учащихся, краткое слово учителя о писателе и произведении, имеющее целью облегчить правильное и более глубокое эмоциональное восприятие произведения, беседа, активизирующая познавательную деятельность школьников.
Эвристический метод способствует анализу литературного произведения, понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Для эвристического метода характерны следующие приемы: а) построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам); б) построение системы заданий по тексту художественного произведения или критическим статьям; в) постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута.
Исследовательский метод способствует развитию умений учащихся самостоятельно анализировать произведения, оценивать его идейные и художественные достоинства. Это достигается путем постановки проблемных вопросов, исследовательских заданий. Исследовательский метод часто применяется на уроках-семинарах, уроках-конференциях, уроках-диспутах и т.д. Приемы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса, ряд аспектов которой разрабатываются группами школьников или индивидуально; подготовка учащимися докладов и выступления их в качестве оппонента; самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе: выполнение заданий творческого характера по литературоведческим, нравственным, этическим проблемам.
При репродуктивном (воспроизводящем) методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде - в слове или лекции учителя, в учебнике, в учебном пособии, научно-популярных книгах, критических статьях и т.д.
Развитию мыслительной деятельности учащихся при репродуктивном методе способствует проблемное изложение материала, в процессе которого учитель выдвигает проблему, раскрывает различные точки зрения на ее сущность, предлагает пути к правильной ее постановке и разрешению. Пользуясь репродуктивным методом, учитель может не только изложить те или иные знания, но и конкретно показать, как можно овладеть конкретными умениями. Он может, например, провести анализ небольшого произведения, стихотворения, отдельного эпизода или образа героя, специально обратив внимание школьников на метод анализа, а затем поручить им выполнить аналогичную работу самостоятельно на другом материале. Приемы репродуктивного метода: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя; об истории создания литературного произведения, его прототипах; обзорная лекция и т.д.
Готовясь к уроку литературы, студент-практикант должен помнить, что часто на уроке, особенно в старших классах, используется не один какой-то метод, а сочетание нескольких.
Работая с учащимися над художественным произведением, необходимо выбрать путь его анализа. Целостный путь анализа (вслед за автором) способствует тому, что учащиеся под руководством учителя идут от главе к главе, от сцены к сцене, изучая проблематику, характеры и способы их раскрытия, художественные особенности. Учитель использует метод беседы, комментированное чтение, различные виды пересказов, самостоятельную работу учащихся над текстом.
Проблемно-тематический путь анализа литературного произведения используется в старших классах, когда изучается большое по объему произведение, а часов отводится мало. Роман или повесть должны быть прочитаны учащимися. Учитель предлагает определить проблемы произведения, они становятся центральными в системе уроков. При анализе каждой из проблем выясняется, насколько она актуальна, имеет общечеловеческий смысл или ограничена рамками эпохи. Учитель собирает опорные эпизоды, которые помогут раскрыть данную проблему.
Проблемный путь анализа литературного произведения предполагает постановку проблемного вопроса на первом вступительном уроке, разные аспекты которого решаются на последующих уроках и окончательный вывод делается на заключительном уроке. Проблемные вопросы создают на каждом уроке проблемные ситуации (ситуации затруднения), в ходе которых школьники высказывают разные точки зрения на ту или иную проблему произведения, поступки героев. Учащиеся, аргументируя свое видение предмета, вступают в полемику друг с другом, а в споре рождается истина. Учитель-словесник разрабатывает систему проблемных вопросов, проблемных ситуаций, заданий исследовательского характера. Проблемный путь анализа способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, раскрытию их творческого потенциала.
Сообразный путь анализа связан с анализом художественных образов произведения. В центре каждого урока - выяснение значения того или иного образа.
Каждый путь анализа имеет не только достоинства, но и недостатки. Это привело к возникновению еще одного пути - комплексного (смешанного), который позволяет использовать элементы нескольких путей.
Главное при анализе художественного произведения - обращение к тексту, к опорным эпизодам, сюжетным ситуациям, знакомство с концепцией писателя. Задача учителя - помогать школьникам войти в образный мир писателя, обращать внимание на художественную деталь, портрет, речевую характеристику персонажей, интерьер, изобразительно-выразительные средства языка.
Схема анализа урока литературы
1. Класс. Тема урока. Фамилия, имя, отчество учителя (практиканта).
2. Место урока в системе уроков по данной теме.
3. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Наличие целевых установок на каждом этапе урока.
4.. Тип урока, его вид, структура. Реальное воплощение методического замысла, соответствие урока его целям, жанру изучаемого произведения, возрастным особенностям учащихся.
5. Теоретический, содержательный уровень урока:
- научность материала;
- пути, методы и приемы анализа художественного произведения, его системы образов, средств художественной выразительности, мастерства писателя;
- глубина раскрытия темы, проблематики произведения;
- нравственно-эстетический аспект урока;
- организация записей: схемы, планы и т.д.;
- формулировка вопросов и выводов.
6. Соблюдение и реализация основных дидактических принципов на уроке:
- реализация всех звеньев процесса обучения;
- преподавание на высоком уровне;
- осознанность процесса обучения;
- опора на выполнение учащимися определенного задания;
- эмоциональный характер обучения, приемы эмоционального воздействия;
- организация контроля и учета знаний, индивидуальный и дифференцированный подходы, оценка знаний.
7. Организация на уроке поисковой деятельности учащихся:
- объем самостоятельной творческой работы на уроке;
- умения применять знания в новой ситуации;
- применение на уроке диалога и полилога;
- приемы поддержания интереса и поискового режима деятельности;
- развитие речи учащихся, умения формулировать самостоятельные выводы.
8. Домашнее задание:
- объяснение, объем, технология выполнения;
- дифференцированность домашнего задания;
- наличие проблемности, творчества;
- опора на инициативу учащихся.
9. Методическое и педагогическое мастерство учителя:
- умение анализировать художественный текст;
- умение вести эвристическую беседу;
- образность и выразительность речи; создание на уроке творческой атмосферы.
- 10. Общая оценка урока:
- реализация основных целевых установок;
- методические и педагогические находки учителя;
- эстетичность урока;
- философский и духовный потенциал урока;
- оценка индивидуального стиля преподавания и системы деятельности учителя.
Правила проведения анализа урока
1. Доброжелательность (Правильно ли я Вас понял, коллега?)
2. Ищите в уроке лучшее, а не худшее.
3. Говорите кратко и логично, не придирайтесь по мелочам.
4. Слушайте других, не повторяйтесь. Помните о разнообразии умов.
5. Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.
6. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.
7. Не поучайте учителя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока.
Классификация уроков литературы
Уроки изучения художественных произведений
1. Уроки художественного восприятия произведения.
2. Уроки углубленной работы над текстом.
3. Уроки, обобщающие изучение произведений.
Уроки изучения теории и истории литературы
1. Уроки формирования теоретико-литературных понятий.
2. Уроки изучения научных литературно-критических статей.
3. Уроки по биографии писателя.
4. Уроки по историко-литературным материалам.
5. Уроки обобщения, повторения, опроса.
Уроки развития речи
1. Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства.
2. Уроки обучения устным ответам и устным докладам.
3. Уроки обучения сочинениям.
4. Уроки анализа сочинений.
Анализ художественных произведений в их родовой специфике
Схема анализа эпического произведения
1. Время, история создания произведения, его связь с эпохой.
2. Произведение в контексте творчества писателя.
3. Проблематика, идейно-тематическое содержание произведения.
4. Композиция, сюжет, конфликт.
5. Система образов произведения.
6. Способы выражения авторской позиции.
7. Жанровое своеобразие.
8. Художественное мастерство писателя (особенности портретной и речевой характеристик героев, функция пейзажа, интерьера, роль художественной детали, выразительно-изобразительные средства в произведении).
Схема анализа драматического произведения
1. Время создания произведения. Характеристика исторической обстановки, в которой создавалось произведение.
2. Мировоззрение и общественная позиция автора.
3. Отражение общественной жизни в произведении.
4. Жанр (трагедия, драма, комедия).
5. Тематика и проблематика.
6. Конфликт и его своеобразие.
7. Драматическая композиция, элементы сюжета (экспозиция, заявка, кульминация).
8. Система образов. Речевая характеристика персонажей.
9. Роль авторской ремарки.
10. Способы и приемы создания эмоционально-психологической атмосферы в пьесе.
11. Общественно-политическое и литературное значение драматического произведения.
Схема анализа лирического произведения в старших классах
1. Время и история создания произведения, его связь с эпохой.
2. Ведущая тема, основной мотив.
3. Система образов, образы центральные и вспомогательные.
4. Композиция лирического произведения.
5. Ведущий художественный прием (например, прием контраста).
6. Тропы и фигуры, лексика и фонетика стиха.
7. Какое настроение создает у учителя система образов и изобразительных средств?
8. К какому жанру относится произведение?
9. Как из системы образов и изобразительных средств, жанра и композиции вырастает идея произведения? Определить в тексте места, фрагменты, фразы, в которых она проявляется наиболее полно?
10. Стихотворный размер, ритмика, особенности рифмы.
Требования к сочинению
1. Соответствие сочинения предложенной теме.
2. Полнота раскрытия темы.
3. Правильность фактического материала.
4. Содержательность, глубина раскрытия темы.
5. Понимание, что для данной темы является главным, что имеет второстепенное значение.
6. План (его можно не переписывать в чистовик), логичность и последовательность изложения; расположение частей сочинения, их пропорциональность и связь.
7. Доказательность высказанной мысли, аргументированность высказанного положения.
8. Умение использовать текст художественного произведения и сведений по теории литературы.
9. Самостоятельность мышления.
10. Оригинальность, смысловое единство, выразительность повествования. Смысловая точность эпиграфа и цитат.
11. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.
Copyright © 2004 Ставропольский Государственный Университет
Copyright © 2004 Ставропольский Региональный Центр Информатизации