Приложение
к приказу Минобразования России
от 11.02.2002 N 393
КОНЦЕПЦИЯ
модернизации российского образования на период до 2010 года
1. Роль образования в развитии российского общества
Роль образования на современном этапе развития России опреде-
ляется задачами ее перехода к демократическому и правовому госу-
дарству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности
отставания страны от мировых тенденций экономического и обществен-
ного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора
формирования нового качества экономики и общества увеличивается
вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система
образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и
всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для
этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики
в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании ", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании " и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.
Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социальноэкономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.
1.1. Российское образование и тенденции мирового развития
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу,
учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
ускорение темпов развития общества, расширение возможностей
политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в
связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности
и толерантности;
возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть
решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого
поколения;
динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение
сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие
структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную
потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
возрастание роли человеческого капитала, который в развитых
странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в
свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Отечественная система образования является важным фактором
сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки,
образования.
Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и
сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.
1.2. Новые социальные требования к системе российского образования
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим
фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу
нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к
сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны,
благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть
в полной мере использован для консолидации общества, сохранения
единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения
и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыг
рать ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении
устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с
высоким уровнем жизни, гражданскоправовой, профессиональной и быто
вой культурой.
Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к
полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи,
места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей
и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также
является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка
наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных,
финансовых.
1.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние
на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора
образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в
Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако
произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический
кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во
многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не
обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных
знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего
века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор
информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и
гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требования-
ми к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях
экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в
зависимости от доходов семьи.
В переходный период своего развития страна должна разрешить
свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе
ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в
будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.
В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на
образование, существенное увеличение заработной платы работникам
образования и усиление стимулирования качества и результативности
педагогического труда.
Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационноэкономические
механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств,
направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек
роста" в образовании.
Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с
усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций,
независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.
1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Модернизация образования - это политическая и общенациональная
задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный
проект. Интересы общества и государства в области образования не
всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и
образовательного ведомства.
Активными субъектами образовательной политики должны стать все
граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и
региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные,
культурные, коммерческие и общественные институты.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном
порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
достижение нового современного качества дошкольного, общего и
профессионального образования;
формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования
внебюджетных ресурсов;
повышение социального статуса и профессионализма работников
образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие образования как открытой государственно-общественной
системы на основе распределения ответственности между субъектами
образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.
Осуществление модернизации образования затрагивает практически
каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели,
направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами
управления образованием и руководителями образовательных учреждений
и учитываться при проведении модернизации образования.
2. Приоритеты образовательной политики
2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на
образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации,
создав правовые и экономические условия для:
бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской
Федерации;
равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.
Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:
обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;
обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;
социально-педагогической и психолого-педагогической помощи
семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и
психологических);
бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.
Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных
потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам.
Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников
общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования предстоит
осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и
средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена. При этом в
высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям,
предполагающим наличие определенных творческих, психологических,
физических наклонностей, а также реализующих учебные программы повышенной сложности, могут быть установлены дополнительные требования к приему.
Одновременно будет отрабатываться система специализированной
подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей
рынка труда.
Для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи будет разработан и реализован
комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях. В числе этих мер:
разграничение полномочий и ответственности между федеральными
органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Федерации и придания им статуса государственных образовательных учреждений;
введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся
и создание на региональном и муниципальном уровнях других механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите. Это
обеспечит им доступность дополнительных образовательных услуг и
возможность обучения в учреждениях образования, реализующих программы повышенного уровня;
создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии;
необходимо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по
специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и
социального развития государства;
нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу
образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение
защиты прав потребителей платных образовательных услуг;
последовательное увеличение суммарной величины академической и
социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного минимума; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с
неполным рабочим днем.
Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования будут в
установленном законом порядке рассмотрены предложения о предоставлении на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы
выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для реализации ими права на поступление в учебные
заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования.
Важной организационно-педагогической мерой будет восстановление на современной технической основе учета детей школьного возраста и создание государственно-общественной системы обеспечения обязательного основного общего образования, мониторинга его реализации.
Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в получении качественного общего образования будут осуществлены специальные меры по поддержке сельской школы, а также ее реструктуризации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по
месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах.
Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
Правительство Российской Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением
детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:
создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих
школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;
создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;
рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие
системы приемных семей и детских домов семейного типа;
расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;
подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также
проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;
введение на федеральном и региональном уровнях специальных
уполномоченных по правам ребенка.
Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех
уровней и местного самоуправления, органами управления образованием
и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут
приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости.
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования
Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие
его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые
компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественноматематического, гуманитарного и художественного образования.
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно
стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и
правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации
в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит
семье.
В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется:
по итогам проводимого эксперимента пересмотреть структуру и
содержание общего образования, включая продолжительность обучения
на каждой его ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное
образование будет принято по итогам эксперимента не ранее 2006-2007
годов);
разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный
план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений;
провести оптимизацию учебной, психологической и физической
нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия
для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за
счет:
а) реальной разгрузки содержания общего образования;
б) использования эффективных методов обучения;
в) повышения удельного веса и качества занятий физической
культурой;
г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных
учреждениях;
е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи;
обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при
обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе
многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;
более полно использовать нравственный потенциал искусства как
средства формирования и развития этических принципов и идеалов в
целях духовного развития личности;
отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей
школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию
учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;
обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;
предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному
языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы;
создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии;
отработать в порядке эксперимента в 2002-2003 годах различные
механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в
каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольного и начального образования);
организовать на селе систему "школьных автобусов ";
обеспечить в рамках федеральной целевой программы "Развитие
единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" развитие дистанционного образования и др.;
разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов
общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров
и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей;
создать эффективную государственно-общественную систему экспертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки
организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового поколения;
обеспечить государственную поддержку образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам
процесса модернизации образования;
создать независимую от органов управления образованием государственную систему оценки качества образования, которая должна
стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности
образовательной деятельности.
2.3. Создание условий для повышения качества профессионального образования
Государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями,
независимо от организационно-правовых форм.
Предстоит существенная модернизация содержания и структуры
профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.
В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы,
науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков
труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть
создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных
потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том
числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка
труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования
должны доводиться до населения через средства массовой информации.
Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, ССУЗов и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы,
в том числе и открытию собственного дела.
В числе стратегических направлений развития профессионального
образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений.
Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного
процесса, так и поддержку вузовской науки.
Особое внимание будет уделено развитию в российской высшей
школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хозяйства страны.
Наряду с этим уже в ближайшие годы будет реализован ряд мер,
направленных на повышение требований к качеству профессионального
образования, в частности:
переаттестацию всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента;
переаттестацию и при необходимости повторное лицензирование
филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы
государственного образца. К этим процедурам должны быть привлечены
ведущие вузы России, видные ученые соответствующих специальностей,
органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе
возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. Надлежит
существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее
на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность
по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть учреждения начального и среднего образования к потребностям местного рынка
труда. Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности для
создания современной учебнометодической и информационной базы обучения, расширения научноисследовательских работ, издания учебной
литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит отработать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего
среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных
заведениях, обеспечить взаимосвязь их профессиональных образовательных программ, вертикальную мобильность их учащихся.
Серьезному реформированию подлежит система управления профессиональным образованием. Необходимо обеспечить качественное изменение во взаимодействии регионов и федерального центра в вопросах
функционирования и развития профессионального образования всех
уровней. В целях повышения эффективности деятельности учреждений
начального и среднего профессионального образования следует разделить их на два уровня - федерального и регионального подчинения,
предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере на
муниципальный уровень.
Для достижения нового качества профессионального образования
будет осуществляться:
прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации
сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и
информационных агентств, служб занятости;
устранение сегментации профессионального образования, неоправданного монополизма и слабой информированности потребителей, а также диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров;
оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым
осуществляется подготовка кадров;
структурная и институциональная перестройка профессионального
образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных
моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости
высшего образования, создание университетских комплексов;
радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений;
информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;
углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных
программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;
повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного обновления содержания профессионального образования;
интеграция университетской, академической и отраслевой науки;
разработка в рамках Федеральной программы развития образования
подпрограммы "Университеты России";
осуществление государственной поддержки ведущих научных и
творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки;
формирование условий для непрерывного профессионального роста
кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии
наук, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного
профессионального образования, обеспечивающей психологическую поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте;
сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого
населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы занятости;
обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в
разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными
квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в
формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов
Российской Федерации;
организация на базе гражданских учебных заведений высшего и
среднего профессионального образования общепрофессиональной подготовки офицеров по отдельным специальностям инженерного, социально-экономического и гуманитарного профилей, создание межвузовских
военных факультетов подготовки офицеров запаса.
Для стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы будут расширены масштабы ее финансовой государственной поддержки, в том числе - в форме грантов на конкурсной основе.
Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специаль-
ности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
Решение задачи коренного улучшения системы профессионального
образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с
развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее
значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия
академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.
2.4. Формирование эффективных экономических отношений в образовании
В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до необходимой потребности.
Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны
стать:
введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения
государственных образовательных стандартов и необходимых условий
образовательного процесса;
разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего
профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими
образовательных программ;
создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных
территорий для получения ими профессионального образования;
выделение средств на развитие образования из бюджетов всех
уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования
учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной
техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на
повышение квалификации преподавателей;
достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;
развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;
обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;
стимулирование соучредительства и многоканального
финансирования учреждений профессионального образования;
переход к финансированию учреждений профессионального образования на
контрактной основе;
нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и
организаций;
последовательная реализация принципа экономической автономии
учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;
обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;
создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования;
систематизация льгот, в том числе налоговых;
расширение на базе образовательных учреждений дополнительных
платных образовательных услуг, в том числе для населения, как
средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как
внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;
создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных,
медико-оздоровительных центров;
поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;
предоставление возможности использовать средства Федеральной
программы развития образования для финансирования программ развития
всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных
учреждений на условиях софинансирования из соответствующих бюджетов.
Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей,
местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.